Выбрать дату в календаре

Администрация

городского округа Самара

Инвестиционные проекты


Самара сегодня - город с высокоразвитой экономикой, основанной на сильном промышленном секторе, научном потенциале  и коммуникационных возможностях, является одним из крупнейших транспортных узлов в России и с объективной точки зрения является инвестиционно привлекательной территорией.

Рост инвестиций в реализацию муниципальных проектов напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, но и на уровень и качество жизни населения.

Главной целью инвестиционной политики Администрации городского округа Самара является обеспечение экономического подъема, повышение комфортности жизни жителей за счет привлечения инвестиций в различные сферы экономики: эффективные и конкурентоспособные производства, социальную сферу, сферу жилищно-коммунального хозяйства и транспорта и т.д. Расширение инфраструктурных возможностей послужит предпосылкой роста инвестиционной активности, повышения уровня комфортности   и привлекательности территории, развития въездного туризма и еще многими плюсами для города в целом.

Взаимодействие бизнеса с муниципальными властями посредством механизмов муниципально-частного партнерства (далее – МЧП) может обеспечить следующие преимущества предприятию:

·      высокие гарантии в достижении расчетных показателей рентабельности, окупаемости инвестиций, извлечении запланированного дохода;

·      получение ряда льгот, в том числе налоговых, позволяющих уменьшить расходы и повысить экономическую результативность предпринимательской деятельности;

·      наличие определенного круга потребителей либо гарантированного рынка для сбыта;

·      более высокую доступность кредитования;

·      гарантированное финансирование, если условия сделки предполагают участие средств муниципального образования;

·      возможность подписания договоров с солидарной ответственностью по определенным рискам;

·      получение ряда конкурентных, в том числе репутационных, преимуществ благодаря наличию стабильных и долговременных доходов, за счет участия в проектах, обладающих большим общественным значением.

Администрация городского округа Самара способствует увеличению открытости власти, расширению взаимодействия с населением и бизнесом.

Для Самары важно совместно с бизнес-сообществом создать объекты, которые существенно повлияют на качество жизни горожан, будут способствовать симметричному развитию различных сфер: туристической, экономической, и иных, что позволит решить существующие проблемы в городе.

С 2008 года при Администрации городского округа Самара действует Координационный совет по работе с инвесторами и рассмотрению инвестиционных предложений.

Основными задачами Координационного совета являются:

- анализ инвестиционных предложений и проектов, планируемых  к реализации на территории городского округа;

- выработка совместных решений и подготовка предложений по участию городского округа в осуществлении инвестиционных проектов;

- разработка комплекса мер, направленных на оказание содействия инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории городского округа;

- координация деятельности органов местного самоуправления городского округа и их структурных подразделений в сфере осуществления инвестиций в объекты, расположенные на территории городского округа;

- определение ответственного лица (куратора) за разработку  и реализацию инвестиционного проекта из числа заместителей главы городского округа - руководителей отраслевых (функциональных) органов Администрации городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара и их заместителей;

- принятие решения о включении инвестиционного проекта либо  об исключении его из Реестра инвестиционных проектов городского округа Самара в соответствии с Положением о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории городского округа Самара, утверждаемым постановлением Администрации городского округа Самара.

В настоящее время в Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрены различные формы МЧП, вот некоторые из них:

·        концессионное соглашение;

·        соглашение о МЧП;

·        инвестиционное соглашение (контракт с инвестиционными обязательствами частного бизнеса);

·       соглашение о защите и поощрении капиталовложений;

·        договоры аренды государственного и муниципального имущества, включая лизинговые соглашения;

·        совместное инвестирование (участие в капитале), создание совместных акционерных предприятий;

·        соглашения о разделе продукции;

·        контракты, сочетающие в себе различные виды работ  и отношений собственности;

·        совместные предприятия.

Концессионные соглашения и соглашения о МЧП являются наиболее популярными при реализации проектов, поэтому целесообразно подробнее рассмотреть именно эти формы взаимодействия государства и бизнеса.

Концессионные соглашения и соглашения о МЧП — это гражданско-правовые договоры, заключаемые между публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) и частным инвестором на длительный срок, которые приносят несомненную пользу и прибыль обеим сторонам – публичному партнеру и частному инвестору.

Предмет таких соглашений — создание, реконструкция (модернизация) частным инвестором объекта соглашения (объекта инфраструктуры, например, автомобильной дороги, объекта здравоохранения, объекта образования), эксплуатация и (или) техническое обслуживание данного объекта в течение срока, установленного соглашением.

В качестве объекта соглашений выступают недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Исчерпывающий перечень возможных объектов соглашений определен в соответствующих федеральных законах.

Заключение концессионных соглашений о МЧП осуществляется:

- путем проведения торгов в форме конкурса (инициатор — государственный орган или уполномоченное им лицо);

- в рамках процедуры частной инициативы (инициатор — частное лицо).

Необходимые для реализации проекта земельные участки передаются частному инвестору по договору аренды, заключаемому без торгов (п.п. 23  п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

По общему правилу финансирование соглашений осуществляется частным лицом; инвестиции окупаются за счет поступлений от эксплуатации объекта соглашения. Однако и Федеральным законом «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ (далее – Закон № 115‑ФЗ), и Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 224-ФЗ) предусмотрена возможность финансового участия публичной стороны в расходах частного инвестора на инвестиционной  и эксплуатационной стадиях реализации проекта.

Применяемые механизмы возврата частных инвестиций в рамках рассматриваемых отношений можно условно разделить на четыре группы:

1.    Плата за доступность. Возврат вложений частного инвестора полностью или в большей мере обеспечивается за счет платежей публичного партнера. Плата за доступность включает компенсацию затрат на создание и эксплуатацию объекта, а также обеспечение определенного уровня доходности и покрытие расходов на обслуживание привлеченного финансирования.

2.    Прямой сбор платы и осуществление иной коммерческой деятельности по регулируемым ценам (тарифам) – частный партнер обеспечивает возврат инвестиций за счет прямого сбора платы за услуги, товары, работы с потребителей и иной коммерческой деятельности по регулируемым ценам (тарифам). В силу особенностей законодательства при этом механизме возврата также часто используется компенсация невозмещенных капитальных затрат частного партнера по завершению проекта за счет публичного партнера;

3.    Минимальная гарантированная доходность со стороны публичного партнера. Частный партнер обеспечивает возврат инвестиций за счет прямого сбора платы за услуги, товары, работы с потребителей и иной коммерческой деятельности, в том числе по регулируемым ценам (тарифам). При этом соглашением предусматривается условное обязательство публичного партнера компенсировать установленную недополученную прибыль за определенный период.

4.    Прямой сбор платы и осуществление иной коммерческой деятельности без дополнительных гарантий со стороны публичного партнера. Частный партнер обеспечивает возврат инвестиций исключительно за счет осуществления коммерческой деятельности без каких-либо гарантий со стороны публичного партнера.

Следует отметить, что Закон № 224-ФЗ вступил в силу с 1 января  2016 года, практика реализации соглашений о МЧП в настоящее время находится в активной стадии формирования.

В связи с устоявшейся практикой применения концессионные соглашения в настоящее время выступают наиболее предсказуемым инструментом для долгосрочных инвестиций. Тем не менее, соглашение  о МЧП также является перспективной формой взаимодействия государства  и бизнеса.

Ключевыми характеристиками концессионных соглашений   и соглашений о МЧП, приносящими основную выгоду, являются:

·      возможность разделить отдельные риски, которые традиционно лежат на инвесторе, с публичной стороной — например, риск невыдачи разрешений, согласований государственными органами, риск негативного изменения законодательства, риск неполучения выручки;

·      возможность заключения соглашений без проведения торгов на условиях, предложенных инвестором (в рамках процедуры частной инициативы);

·      законодательно установленная возможность заключения прямого соглашения между публичной стороной, частным инвестором    и финансирующей организацией, регулирующего порядок финансирования проекта;

·      долгосрочный характер соглашений — традиционно соглашения заключаются на несколько десятилетий;

·      достаточно длительная процедура предварительной проработки документов, необходимых для реализации проектов, юридического, финансового и технического характера;

·      заключенное на длительный срок соглашение, включающее финансовые обязательства государства, порождает возникновение расходных обязательств — одной из гарантий того, что средства будут выделены  из бюджета.

В настоящее время инвестиционные проекты в городском округе Самара уже реализуются посредством Закона № 115–ФЗ.

В соответствии с Законом № 115-ФЗ Администрация городского округа Самара ежегодно до 1 февраля формирует и утверждает Перечень объектов, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать городскому округу Самара, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Перечень размещается в открытых источниках: https://www.samadm.ru, www.torgi.gov.ru.

Любой заинтересованный инвестор в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ, вправе обратиться в письменной форме в адрес Главы городского округа Самара с инвестиционной инициативой.

При этом инвестором может являться:

·       индивидуальный предприниматель;

·       российское или иностранное юридическое лицо;

·       действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два  и более указанных юридических лица.

Инвестор может выбрать любой объект из Перечня объектов, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать городскому округу Самара, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, либо разработать предложение на произвольный объект, при этом направив Главе городского округа Самара предложение  о заключении концессионного соглашения (включая его проект).

Форма предложения о заключении концессионного соглашения определена постановлением Правительства Российской Федерации  от 31.03.2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения».

Такое предложение подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней и по результатам принимается решение о:

·        возможности заключения концессионного соглашения  на представленных в предложениях условиях;

·        возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях;

·        невозможности заключения концессионного соглашения с указанием оснований отказа.

При принятии решения о возможности заключения концессионного соглашения предложение инвестора-инициатора и проект концессионного соглашения (или новые согласованные условия концессионного соглашения) размещаются на сайте torgi.gov.ru. При отсутствии в течение 45 календарных дней заявок от других участников рынка о заинтересованности участия   в конкурсе с опубликованными условиями концессионное соглашение заключается с инициатором, в ином случае проводится конкурс.

Межведомственное взаимодействие отраслевых Департаментов при заключении концессионных соглашений, а также формировании перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, регулируется постановлением Администрации городского округа Самара от 05.09.2019 № 658 «О реализации отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Приоритетной отраслью для МЧП в Самаре является ЖКХ, поскольку функционирование этой сферы сопряжено со множеством проблем.

Постоянно растущий износ объектов инженерной инфраструктуры составляет одну из наиболее важных проблем любого муниципального образования.

Целью привлечения частных инвестиций в ЖКХ является обеспечение населения качественными коммунальными услугами и реализация экономического потенциала коммунальной отрасли.

МЧП в сфере ЖКХ в городском округе Самаре развивается по двум направлениям:

•         концессионное соглашение в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения;

•         соглашение с единой теплоснабжающей организацией (ЕТО)  об исполнении схемы теплоснабжения с инвестиционными обязательствами в ценовой зоне теплоснабжения.

С 2019 года реализуется концессионное соглашение с ООО «Самарские коммунальные системы» на создание и реконструкцию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.

Общий объем частных инвестиций предусмотрен в размере  17,2 млрд. рублей на 28 лет.

Данная концессия является второй по капиталоемкости, заключенной  в сфере ЖКХ (первое место город Киров): 47% инвестиций концессионера предусмотрено на строительство новых объектов, 53% на реконструкцию существующих.

С 1 ноября 2020 года в городе заработала новая модель рынка тепла и приняты важные стратегические решения.

Самара стала первым городом-миллионником, включенным в ценовую зону теплоснабжения.

С инвестиционной точки зрения новая модель рынка привлекательна тем, что дает возможность существенно увеличить вложения  в теплоснабжение города, улучшить параметры качества и надежности тепловых сетей.

Новая модель рынка тепловой энергии предполагает переход   от полного государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения к договорным ценам, ограниченным для потребителей предельным уровнем.

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) для ценовых зон устанавливаются понятные правила для инвесторов:

•         административный компонент в договорных отношениях сведен к минимуму, единственное ограничение – цена для потребителя не должна превышать утверждённый в регионе предельный уровень цены;

•         ЕТО самостоятельно определяет объем инвестиций в систему теплоснабжения, а их возврат обеспечивает через оплату потребителями тепловой энергии по свободным ценам;

•         инвестиционная деятельность осуществляется в соответствии со схемой теплоснабжения, которая должна содержать перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

В настоящее время в городском округе Самара теплоснабжением занимаются 23 ЕТО, с ними заключены соглашения об исполнении утвержденной схемы теплоснабжения на срок с 01.11.2020 по 31.12.3032.

Самая крупная ЕТО – филиал Самарский ПАО «Т Плюс»,  которая обеспечивает теплом более 83% потребителей.

Общий объем частных инвестиций предусмотрен в размере 29,5 млрд. рублей на 15 лет.

Наравне с привлечением частных инвестиций в объекты ЖКХ ведется работа по привлечению инвесторов в социально-значимые объекты  на территории городского округа Самара.

В настоящее время Правительством Самарской области совместно  с Администрацией городского округа Самара реализуется проект по созданию дополнительных мест в общеобразовательных организациях на территории Самарской области путем заключения концессионных соглашений с привлечением бюджетных средств и частных инвестиций.

Общий объем инвестиций по проекту составит более 5 000,0 млн. руб. По предварительным расчетам количество мест составит 5 350.

С 2020 года Администрация городского округа Самара осуществляется поиск инвестора по инвестиционному проекту «Реконструкция здания горнолыжной базы «Чайка» (г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, 65 квартал Самарского лесничества Самарского лесхоза).

По данному проекту разработан бизнес-план, проведены маркетинговые исследования и разработана «Концепция комплексного развития территории горнолыжной базы «Чайка» со схемой функционального зонирования разработана с учетом схемы территориального планирования Самарско-Тольяттинской агломерации».

Срок реализации 10 лет (в том числе инвестиционная фаза – 5 лет), срок концессионного соглашения 49 лет. Бюджет проекта составляет  343, 5 млн. руб. (презентация в разделе «Список документов»).


Список ссылок

Список документов

Фото и видео по теме

наверх